Поиск по Кудамоскоу
помощник и путеводитель
по интересным местам
и лучшим событиям

Выставка «Классики хорватской фотографии»

С 28 июня по 28 июля в Мультимедиа Арт Музее пройдет выставка «Классики хорватской фотографии».

Выставка «Классики хорватской фотографии»
Выставка «Классики хорватской фотографии»

Выставочный проект, посвященный истории хорватского фотоискусства, включает в себя 80 работ главных художников этой страны. Среди них — произведения Тошо Дабаца и Джуро Янековича 1930-х годов, снимки Милана и Славки Павичей 1950-х, а также документальные кадры Младена Тудора, сделанные в 1970–80-е.

Историю и развитие хорватской фотографии можно проследить практически от ее истоков. В 1839 году Луи Дагер представил Французской академии свое новое изобретение, а уже в 1840 году появилась запись о первом хорватском дагеротиписте Деметре Новаковиче, который учился в Париже у самого Дагера. Благодаря Новаковичу первые изображения Загреба появились даже раньше, чем снимки многих других европейских столиц.

До 1918 года Хорватия была частью Австро-Венгрии и находилась под прямым влиянием Вены, в том числе в области изобразительного искусства и фотографии. Если в эпоху модернизма главенствующим направлением в хорватской фотографии был пикториализм, то во время Первой Мировой войны важнейшим жанром стала фотожурналистика, позволявшая документировать события и оперативно передавать их с полей военных действий для публикации в периодических изданиях.

Выставка «Классики хорватской фотографии»
Выставка «Классики хорватской фотографии»

В период между войнами наибольшей известности в области фоторепортажа достиг Франьо Мосингер, став первым газетным редактором отдела фотографии. Кроме того, именно благодаря его усилиям в 1930 году в Загребе была организована выставка «Фильм и фото», на которой были представлены работы ведущих мировых фотографов-авангардистов: Карла Блоссфельда, Андре Кертеша, Ман Рея, Александра Родченко и др. Выставка вызвала небывалый всплеск интереса к фотографии, как среди профессионалов, так и среди любителей.

В снимках Янековича отчетливо видны авангардистские тенденции и особенно — близость к эстетике «новой предметности». Двойная экспозиция, выраженный верхний и нижний ракурс съемки, диагональная экспозиция — вот те приемы, которые использует Янекович. Особый интерес представляют ночные съемки, где автор экспериментирует с множественностью планов.

Янекович начал профессионально работать фотографом еще студентом, во время учебы на факультете сельского и лесного хозяйства Загребского университета. В эти годы (1933–1935) он тесно сотрудничал с Тошо Дабацем. Сюжеты фотографий Янековича определялись тематикой иллюстрированных газет и журналов, с которыми он сотрудничал.

Выставка «Классики хорватской фотографии»
Выставка «Классики хорватской фотографии»

В их число входили «Новости», «Крапива» и, прежде всего, «Кулисы» — журнал о театре, кино, фотографии, спорте и общественной жизни, выходивший два раза в месяц. В 1930-е годы Янекович становится членом Фотоклуба Загреба и вместе со своими коллегами принимает участие в выставках в Хорватии и за ее пределами.

В конце 1930-х он оставляет фотографию ради преподавания и становится пионером хорватской агроэкологии. Его фотографическое наследие долгие годы оставалось забытым и теперь обретает вторую жизнь благодаря усилиям загребского Музея искусств и ремесел, в коллекцию которого работы Янековича поступили в 2003 году.

Творчество Милана Павича (1914–1986) — связующее звено между довоенной и послевоенной эпохами. Как фотограф Павич сформировался в 1930-е годы. Ключевое влияние на него оказала эстетика «новой предметности» и идеи Баухауса. При этом основную часть его наследия составляют фотографии, созданные в 1950–60-е годы, в период послевоенного восстановления Хорватии. Строительство мостов, спуск на воду кораблей, прокладка новых дорог, снятая с воздуха, — вот те сюжеты, к которым он обращается, используя формальные приемы предшествующей эпохи и задействуя языковой арсенал конструктивизма.

Выставка «Классики хорватской фотографии»
Выставка «Классики хорватской фотографии»

Его жена Славка Павич (род. в 1927) тяготеет к «субъективной фотографии», которую Отто Штайнерт, основоположник этого направления, определил как «все многообразие личных подходов к созданию фотографии — от беспредметной фотограммы до глубоко психологического и получившего художественную форму репортажа».

Младен Тудор (род. в 1935) принадлежит к следующему поколению фотографов. Получив профильное фотографическое образование в загребской Школе прикладных искусств, с 1957 по 1974 годы он работает фоторепортером в различных изданиях, а в 1974-м становится свободным художником. Показанные на выставке снимки 1970–1980-х годов свидетельствуют о его близости эстетике неореализма. Сформированный им визуальный язык определял облик хорватской репортажной фотографии на протяжении тридцати лет.

Входящие в состав выставки произведения представляют собой оригинальную фотолетопись прошлого столетия, которая отражает основные художественные направления хорватской фотографии, формировавшиеся в тесной взаимосвязи с мировыми тенденциями в искусстве.

Узнать подробности можно на сайте организаторов: http://mamm-mdf.ru/exhibitions/klassiki-horvatskoy-fotografii/

Фотографии события

Отзывы про событие выставка «Классики хорватской фотографии»

Смотрите также события

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Классики хорватской фотографии».

Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.

Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Последние добавленные интересные места

Московский государственный театр Ленком

Московский государственный театр Ленком

Джаз-клуб Игоря Бутмана

Джаз-клуб Игоря Бутмана

Центральный дом актера им. А.А. Яблочкиной

Центральный дом актера им. А.А. Яблочкиной

Гнесинский концертный зал на Поварской

Гнесинский концертный зал на Поварской

— партнер Рамблера