Помощник и путеводитель
по интересным местам
и лучшим событиям

Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»

С 18 марта 2023 года по 25 августа 2024 года в музее-заповеднике «Царицыно» пройдет выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла». В экспозиции — более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта.

Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»
Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»

У стекольного производства в России удивительная и трагическая история. Не раз оно, едва получив развитие, разрушалось. Археологические находки подтверждают, что стекольное дело в Москве существовало уже в X–XII веках; есть свидетельства, что в те времена уже использовалось оконное стекло.

Однако монгольское нашествие, раздробленность и общий упадок прервали историю отечественного стекла. В 1635 году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича шведом Елисеем Койетом было создано «скляничное дело» для нужд Аптекарского приказа. В 1668 году появился казенный завод в Измайлове, который обслуживал нужды царского двора, выпуская высокохудожественные изделия, и в 1751-м уже стал полноценным производством.

До революционных событий 1917 года стеклоделие в России развивалось своим чередом. Продукция Императорского стекольного завода была известна во всем мире, но из-за дороговизны была доступна немногим. К концу XIX столетия мировую известность обрели и мальцовские заводы, благодаря изощренному декору изделий, так называемой «мальцовской гранью». Октябрьская революция и последовавшая за ней индустриализация свела на нет все эти успехи.

Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»
Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»

Было создано управление стекольной промышленности «Главстекло», велось строительство заводов, открылся экспериментальный цех на базе Деминской зеркальной фабрики в Ленинграде под руководством скульптора Веры Мухиной — всё это привело к тому, что уже в 1960-е годы советские художники-стекольщики стали триумфаторами многочисленных международных конкурсов и ярмарок.

Потом случился распад СССР, кризисы 1990 — и 2000-х, которые большинство производств художественного стекла просто не смогли пережить. Сейчас в России из самых дорогих стекольных производств, хрустальных, работает всего один завод — Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова.

Каждый зал «На грани» — это истории производств и биографии художников. В первой части выставки, что посвящена гравировке — работы художников так называемых «московской» и «ленинградской» школ. Например, блюдо «Ника» Адольфа Курилова, проработавшего в Гусь-Хрустальном почти сорок лет и создавшего там почти три сотни эталонных изделий, и композицию «Песня о первом» Юрия Бякова, созданную на Ленинградском заводе художественного стекла.

Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»
Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»

В отдельном зале представлены произведения художников, работающих сегодня — например, «Ангел» Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого, состоящий из пяти блоков оптического стекла, установленных на медленно вращающемся диске из черного стекла.

В другой половине выставки, рассказывающей о гранении, залы посвящены главным производственным центрам, которые со временем стали и центрами искусства. Здесь можно увидеть композицию из цветного хрусталя «Колоннада» Мироны Грабарь, работавшей на Дятьковском хрустальном заводе, и вазу «Лось» Антонины Абрамовой, выполненную на Хрустальном заводе им. Ф. Дзержинского в городе Борисов в Беларуси. В этом же разделе — произведения современных авторов, работающих с Гусевским хрустальным заводом прямо сейчас.

Экспонировать стекло — задача повышенной сложности. Архитектор выставки Майя Фролова придумала радиусные витрины со скругленными углами и многоточечную подсветку для каждого предмета. Самое сильное впечатление на нее произвела ваза «Тюльпан», созданная в 1969 году белорусской художницей Галиной Исаевич: при фоновом свете она казалось синей, но, когда на неё упал направленный луч света, ваза неожиданно стала излучать красный и зеленый оттенки.

Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»
Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»

Разрабатывая для каждого предмета индивидуальную подсветку, архитектор и художники по свету учитывали цвет, толщину, многослойность и состав стекла. Впервые при создании выставочного пространства использовались так много разных световых приборов — от гибкого неона и лайтбоксов до линейных светильников и спотов. Но в результате свет в экспозиции излучают будто сами экспонаты.

Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://tsaritsyno-museum.ru/events/exhibitions/p/na-grani-iskusstvo-graneniya-i-gravirovki-stekla/

Фотографии события

Отзывы про событие выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»

Смотрите также события

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла».

Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.

Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Интересные статьи и публикации

10 лучших детских театров Москвы

Первое посещение театра с ребенком можно планировать по достижению им хотя бы трехлетнего возраста. Бывают представления для детей…

Лучшие места в Москве для серфинга на искусственной волне

Научиться стоять на серфе — для многих жителей мегаполиса кажется неосуществимой мечтой, ведь жизнь в большом городе…

10 лучших музеев автомобилей и транспорта в Москве

Отследить историю становления и развития как отечественного, так и мирового автомобилестроения поможет…

7 лучших веревочных парков Москвы

Веревочные парки в Москве и области — это развлечение преимущественно для детей и подростков, но часто здесь и взрослым гарант…

Последние добавленные интересные места

— партнер Рамблера

Используя Кудамоскоу, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности.