Поиск по Кудамоскоу
помощник и путеводитель
по интересным местам
и лучшим событиям

Выставка «Федор Семенов-Амурский. В садах моего воображения»

С 20 декабря по 4 февраля в Мультимедиа Арт Музее пройдет выставка «Федор Семенов-Амурский. В садах моего воображения. Живопись, графика, рукописи».

Выставка «Федор Семенов-Амурский. В садах моего воображения»
Выставка «Федор Семенов-Амурский. В садах моего воображения»

Федор Васильевич Семенов-Амурский родился в Благовещенске, учился в Благовещенском Художественно-промышленном училище, а затем перебрался в Москву и поступил во ВХУТЕМАС, где в то время еще сохранялись традиции пред — и постреволюционного авангарда.

В молодости он был увлечен и очарован французской живописью, с которой познакомился в Музее нового западного искусства. Досконально изучив творчество художников парижской школы, а также русских художников начала ХХ века, Семенов-Амурский включил их идеи и язык в свою собственную художественную концепцию.

В начале 1930-х в стране произошел «великий перелом»: установка на «социалистический реализм» распространилась на все сферы культуры. Многочисленные художественные группировки были объединены в Союз советских художников, членом которого стал и Семенов-Амурский, незаметно и пассивно пребывая в нем до самой смерти и зарабатывая на жизнь ретушированием фотографий для Большой советской энциклопедии.

Выставка «Федор Семенов-Амурский. В садах моего воображения»
Выставка «Федор Семенов-Амурский. В садах моего воображения»

Искусство Семенова-Амурского не было востребовано советской художественной системой: его первая скромная выставка состоялась лишь в 1967 году в Институте физических проблем Академии наук СССР благодаря усилиям Петра Капицы, вторая и последняя прижизненная выставка — в 1976-м, в Центральном Доме работников искусств.

Не желая идти ни на эстетические, ни на содержательные компромиссы с советской властью, Семенов-Амурский выбрал эскапизм и жизнь в собственном мире, где царили его любимые французы: Сезанн, Ван Гог, Дени, Дюфи, Боннар. Записные книжки, представленные на выставке, стали для художника своеобразной творческой лабораторией: в них он рассуждал о технике живописи, делал выписки из трудов философов, художников и писателей, размышлял о природе искусства.

Отвергнутый официальной советской системой, Семенов-Амурский искал опору в старом романтическом противопоставлении художника и толпы, или общественного вкуса — чему посвящены многие его собственные записи и выписки из биографий и текстов других художников. Семенов-Амурский не был поклонником беспредметной живописи. За небольшим исключением, его работы фигуративны: всадники, цветы, лица, маски, скульптуры, натюрморты, ландшафты, групповые композиции. При этом реальность Федора Семенова-Амурского, называвшего себя «художником-идеализатором», волшебно преображалась, становясь возвышенной и романтической.

Выставка «Федор Семенов-Амурский. В садах моего воображения»
Выставка «Федор Семенов-Амурский. В садах моего воображения»

Условия жизни и стесненность в средствах диктовали технику и методы работы Семенова-Амурского. Большую часть жизни он провел в крошечной комнате в коммунальной квартире и писал на бумаге: она дешево стоила, не требовала подрамников и занимала минимум места. Габаритами комнаты был обусловлен и небольшой формат работ — не более половины листа чертежной бумаги. Всего за годы жизни Семенов-Амурский создал тысячи произведений, многократно их переписывал и часто уничтожал при «критическом отборе». Зрителями его работ становились, в основном, друзья и знакомые — на редких домашних просмотрах с чаепитием и философскими беседами.

Сегодняшняя выставка стала возможна благодаря Игорю Шелковскому, художнику и издателю журнала о советском неофициальном искусстве «А—Я», выходившему в Париже в 1979–1986 годах. Знакомство Шелковского с Семеновым-Амурским состоялось в 1954 году, в Пушкинском музее, перед только что выставленной там картиной Матисса, которого советская идеология считала художником слишком формалистическим и потому держала в запасниках.

Их дружба продлилась до самого отъезда Шелковского в Париж, в 1976 году. Они вместе стояли в очереди на выставки Пикассо (1956) и Фернана Леже (1963) в Пушкинском музее, ходили на легендарную американскую выставку в Сокольниках (1959). Благодаря этому знакомству в одном кругу общения в 1970-е годы объединились такие полярные, но одинаково «неофициальные» художники, как Семенов-Амурский и его ученики — Павел Ионов, Иван Смирнов, Григорий Громов, Александр Максимов, — и «молодежь»: Дмитрий Пригов, Ростислав Лебедев, Борис Орлов.

Уже после смерти Семенова-Амурского в 1980 году именно Игорь Шелковский организовал его первые выставки за рубежом, в Париже (1988 и 1992), изготовив для живописных работ скульптурные рамы, в которых эта живопись демонстрируется и сегодня и графический облик которых созвучен графическому оформлению рукописей самого Семенова-Амурского.

Узнать подробности можно на сайте организаторов: http://mamm-mdf.ru/exhibitions/v-sadah-moego-voobrajeniya/

Фотографии события

Отзывы про событие выставка «Федор Семенов-Амурский. В садах моего воображения»

Смотрите также события

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Федор Семенов-Амурский. В садах моего воображения».

Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.

Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Последние добавленные интересные места

Загородный конный комплекс «Созидатель»

Загородный конный комплекс «Созидатель»

Театральная студия «Театрум»

Театральная студия «Театрум»

Музей Оружия

Музей Оружия

Питомник ездовых собак «Северный»

Питомник ездовых собак «Северный»

— партнер Рамблера