Выставка «Ветер революции. Скульптура 1918 — начала 1930»

С 29 сентября в Третьяковской галерее на Крымском Валу пройдет выставка «Ветер революции. Скульптура 1918 — начала 1930».

Выставка «Ветер революции. Скульптура 1918 — начала 1930»
Выставка «Ветер революции. Скульптура 1918 — начала 1930»

К столетию революции в России Третьяковская галерея открывает выставку работ скульпторов, ставших очевидцами тех исторических событий. Экспонируются портреты революционеров, рабочих и красноармейцев, проекты памятников, созданных по плану монументальной пропаганды 1918 года, а также произведения, отразившие дух революционной эпохи.

Особого внимания заслуживают скульптурные бюсты Н. И. Альтмана, не показывавшиеся с 1990 года, а также «Беспризорники» И. Н. Жукова и проект памятника Карлу Марксу А. М. Гюрджана, никогда не выставлявшиеся после поступления в коллекцию Галереи в 1929 году.

Скульптура была тем видом искусства, который утверждавшаяся революционная власть ценила за огромный агитационно-пропагандистский потенциал. Мастера разных поколений видели в революции предвестие нового светлого будущего. Они запечатлели вождей и революционеров своего времени, а также типические лица красноармейцев, крестьян, рабочих, то есть тех, кто искренне поверил в революцию. В произведениях, созданных после 1917 года, революционная эпоха предстает бурной, драматичной и многоликой.

Портрет В. И. Ленина (1920, бронза) ценен тем, что был выполнен Н. И. Альтманом с натуры в кремлевском кабинете и отражает впечатления художника от непосредственного общения с государственным деятелем. В 1920-е годы этот бюст был весьма известен, но позднее его вытеснили растиражированные и превратившиеся в официальный канон работы Н. А. Андреева. Бюст Ленина окружают скульптурные изображения соратников: «Портрет А.В. Луначарского» Н. И. Альтмана (1920, бронза) и «Портрет Ф.Э. Дзержинского» С. Д. Лебедевой (1925, бронза).

«Краснофлотец» А.Е. Зеленского (1932–1933, мрамор), «Портрет красноармейца» В.В. Адамчевской (1930-е, бронза), «Рабочий с молотом» И. Д. Шадра (1936, бронза) — это героизированные собирательные изображения современников, несущие в себе напряженность чувств, пафос переживания революционных событий небывалого размаха.

Центральное произведение выставки — «Ветер» В. И. Мухиной (1927, бронза). Стихия и борьба с ней наполняются метафорическим, философским смыслом. При движении вокруг скульптуры можно заметить, как трансформируется поза женской фигуры, изменяется положение рук и ног, то теряется, то обретается равновесие. Эта работа интересна и с точки зрения утверждения в обществе нового идеала красоты женского тела, когда ориентиром стала крепко сложенная, полнотелая, физически сильная работница.

Для С. Т. Коненкова с революцией связана тема разрушительной силы русского бунта. Образ Степана Разина (1918–1919, тонированное дерево) у него перекликается с народной скульптурой и вбирает в себя фольклорное восприятие героя, связанное с сюжетом народных песен. «Голова Стеньки Разина» представляет собой вариацию на тему скульптурной группы «Степан Разин с ватагой», выполненной Конёнковым в соответствии с планом монументальной пропаганды и установленной на Красной площади рядом с тем местом, где был казнен Разин.

Статуя И. Д. Шадра «В бурю» (1931, бронза) видится как символ противостояния воли и сознания человека природным и социальным силам. Невероятно сложная поза женской фигуры, нарушающая представления о статике и устойчивости, изломанность линий ее силуэта порождают драматизм и эмоциональный накал образа.

На выставке экспонируются работы, передающие атмосферу тех лет и конкретные эпизоды истории. Скульптура И. Н. Жукова «Беспризорники» (1929, гипс тонированный) — свидетельство разрухи и хаоса, воцарившихся во время Гражданской войны, которая последовала за Первой мировой и революцией. В эти неспокойные времена огромное количество детей оказалось на улице.

Важную часть экспозиции составляют проекты неосуществленных памятников в рамках плана монументальной пропаганды. В них представлен тот круг личностей и исповедуемых ими идей, в которых революционеры видели фундамент новой культуры. В Москве предполагалась установка монументов борцам за свободу — библейскому Самсону и гладиатору Спартаку. Не были забыты и современники — среди них убитый в Лозанне революционер В.В. Воровский, а также В. М. Загорский, проект памятника которому был создан В. И. Мухиной в 1921 году.

Метафорическими образами, воплощающими дух революции, для скульпторов становились разные фигуры: у Н. А. Андреева — кузнец; у Б. Д. Королева — рабы, разрывающие цепи. Экспонируются эскизы двух фигур крестьянина и красноармейца для скульптурной композиции А. Т. Матвеева «Октябрь» (1927), которые не показывались зрителю последние тридцать лет.

Выставка «Ветер революции» показывает реалии жизни тех лет и передает не только тревогу перед неопределенностью, но и воодушевление, питаемое надеждами на счастливое будущее. Революционная эпоха предстает перед зрителем в романтически-приподнятом ключе.

Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/veter-revolyutsii/

Фотографии события

Отзывы про событие выставка «Ветер революции. Скульптура 1918 — начала 1930»

Смотрите также события

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Ветер революции. Скульптура 1918 — начала 1930».

Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.

Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!