Выставка «Русский наив из собрания К.Г. Богемской и А.В. Турчина»
С 4 октября по 28 декабря 2023 года в отделе «Музей русского лубка и наивного искусства» Галереи Ильи Глазунова пройдет выставка «Русский наив из собрания К. Г. Богемской и А. В. Турчина».
Начало этой коллекции положила Ксения Богемская, известный искусствовед и художественный критик, дело продолжил ее сын Алексей Турчин. В этой экспозиции представлены работы признанных звезд наивного искусства. О героях и их художественной манере mos.ru рассказал куратор выставки Мария Артамонова.
Коллекция Ксении Богемской и Алексея Турчина
Говоря о собрании Ксении Богемской и Алексея Турчина, стоит упомянуть и выставку «Остров Тарабаров», которая сейчас проходит в здании музея на Союзном проспекте. Дело в том, что изначально большая коллекция наивного искусства пополнялась силами Ксении Богемской и известного галериста Сергея Тарабарова. В 1990-е, когда в России появилась возможность работать в формате галереи, они воплотили свою мечту и создали галерею «Дар» — первую в стране, где выставлялись художники-наивы. «Дар» просуществовал до 2002 года и закрылся по техническим причинам — изменились права на аренду здания.
Потом пути коллекционеров разошлись. Большое собрание разделилось, у каждой из частей была своя судьба, и пополнялись они по-разному, но базис был один. Идея этой выставки — показать избранное, представить признанных мастеров, звезд русского наивного искусства и работы, хорошо отражающие их стиль. Кроме того, она перекликается с постоянной экспозицией музея и в некоторой степени открывает новые грани творчества известных художников.
Павел Леонов и Михаил Ржанников
Павел Леонов, пожалуй, самый известный мастер из представленных на выставке, человек непростой судьбы. Он родился в 1920 году, детство его пришлось на очень нелегкие годы. Потом было военное училище, работа в шахте, много переездов внутри СССР. Писать картины Павел Леонов начал в середине 1950-х, работая штукатуром на Камчатке. По словам Марии Артамоновой, этот художник опровергает самые распространенные стереотипы о наивном искусстве.
Интересно художник подходил и к выбору материала. В село Меховицы, где он в какой-то момент осел, приезжали коллекционеры, привозили холсты, краски и многое другое, необходимое для работы. Иногда холст привозили с конкретной просьбой нарисовать на нем что-нибудь, но когда коллекционеры возвращались за готовой работой, то нередко обнаруживали, что выполнена она не на их холсте, а на какой-нибудь мешковине. У Павла Петровича был свой взгляд относительно того, как сделать лучше.
Михаил Ржанников родился в 1930 году на Урале близ реки Чусовой, в крестьянской семье, а после жил в Липецке (туда он попал по распределению после учебы в техникуме и работал на трубном заводе). В его произведениях магистральной линией присутствуют воспоминания детства, сельские мотивы, уральская природа.
Собственно, по большей части художники-наивы пишут личное: то, что им дорого, что они любят, что они прожили сами, — ностальгические переживания в самом широком смысле слова. В творчестве Михаила Ржанникова особо выделяются три основных жанра: зарисовки сельской жизни, натюрморты и портреты. И работы в первых двух можно рассмотреть на выставке.
Владимир Мизинов и Василий Григорьев
Василий Григорьев, напротив, любил рисовать с детства — когда он был маленьким, ему нравилось копировать открытки. А первую свою картину художник продал в 1928-м, ему было всего 14 лет. В том же году он переехал из родного Киржача в Москву. Важный и продолжительный период его творчества — создание принтов для ковриков-клеенок.
Они появились в начале XX века, но бум популярности пришелся на годы после Второй мировой войны (солдаты, возвращаясь из Германии, привозили их в качестве трофеев). Подобные коврики можно увидеть в фильме Леонида Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» — ими бойко торгует герой Георгия Вицина.
Свои работы Василий Григорьев тоже продавал на Арбате, Сухаревке — везде, где был торг. В «клееночные» изображения он привносил некое самобытное видение, демонстрировал собственный почерк — писал не только на популярные у потребителей темы. Хотя, конечно, и церквушки, и бытовые зарисовки, и пейзажи с лебедями, и даже знаменитые русалки у него тоже были.
Александр Белых, Василий Романенков и Нина Варфоломеева
По словам Марии Артамоновой, многие воспринимают наив как некий единый стиль, но это неверная трактовка. Стиль у каждого представителя наивного искусства свой, своя характерная манера. Допустим, Александр Белых, в отличие от многих мастеров, практически не интересовался бытовой жизнью — для него более характерны романтика и экспрессия.
И сам он был человек темпераментный, ищущий сильных эмоций и предельно острых ситуаций. Художнику, например, никогда не нравилось жить в городе, и он немало путешествовал: в частности, участвовал в геологических экспедициях. Это его очень привлекало.
На выставке можно увидеть анималистику Александра Белых, а также картину на исторический сюжет: Екатерина II изображена на ней в окружении придворных. Кроме того, гости постоянной экспозиции Музея русского лубка и наивного искусства могут оценить его масштабный триптих на тему кавказской легенды.
Что касается Василия Романенкова, то он, как и некоторые наивы, прошел школу ЗНУИ, и это во многом изменило его стиль и подход. На выставке представлены работы именно этого периода — графика, выполненная простым карандашом и ручкой. И она тоже выбивается из представления о наиве как о чем-то легком, веселом и праздничном. А в более поздние годы художник увлекся эзотерикой и рисовал даже карты Таро.
Завершить просмотр экспозиции куратор предлагает акварелями Нины Варфоломеевой — именно такие работы обычно приходят на ум, когда заходит речь о классическом наивном искусстве. Об определенной типичности говорит даже биография художницы. Нина Ивановна родилась в большой крестьянской семье в Сибири, в 12 лет начала трудиться в колхозе, потом долгое время работала маляром.
Рисовать начала после выхода на пенсию, когда появилось свободное время. Большинство работ Нины Варфоломеевой посвящено воспоминаниям о детстве и юности, которые пришлись на 1920–1930-е годы, а потому ее иногда называют бытописательницей — благодаря выдающейся зрительной памяти она великолепно восстанавливала многие детали прошлого.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://www.mos.ru/news/item/131150073/
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Русский наив из собрания К.Г. Богемской и А.В. Турчина»
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Русский наив из собрания К.Г. Богемской и А.В. Турчина».
Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.
Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!