Выставка «Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918‒2018»
С 22 ноября по 27 января Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу совместно с Художественным музеем Эстонии (Таллин) представляет крупную выставку эстонского изобразительного искусства из фондов обоих музеев, а также из частных коллекций.
Проект организован в рамках программы культурных мероприятий «Эстонская Республика — 100». Выставка включает произведения, созданные в течение прошедшего столетия: наряду с работами мастеров советского периода в экспозиции демонстрируются живопись, графика, скульптура ключевых представителей эстонского модернизма довоенного периода и работы эстонских художников XXI века. Это первый опыт сотрудничества ведущих музеев национального изобразительного искусства двух стран.
Важное место на выставке принадлежит тартускому объединению «Паллас», сыгравшему значительную роль в становлении национального самосознания и культуры Эстонии. Помимо художников, в «Паллас» входили писатели, архитекторы, искусствоведы и меценаты. В 1919 году стараниями этого объединения была открыта художественная школа «Паллас», которая стала первым в Эстонии учебным заведением, дававшим профессиональное образование в области изобразительного искусства.
Из фондов Третьяковской галереи в экспозиции представлены произведения 1970–1980-х годов — пожалуй, одного из самых значительных и ярких периодов развития эстонского искусства. Это живописные полотна и графические листы таких авторов, как Малле Лейс, Рейн Таммик, Марью Мутсу, Велло Винн, Николай Кормашов, Юри Пальм, художников-супругов Айли и Тоомас Винт.
Экспозиция включает пять разделов, отражающих важнейшие тенденции и темы в искусстве Эстонии:
Раздел «Классика»
В этом разделе творчество одного из патриархов эстонского искусства Эдуарда Вийральта (1898–1954), повлиявшего на несколько поколений эстонских художников-графиков, экспонируется в диалоге с фотосерией «Не выходя из помещения» современного фотохудожника Кристы Мёльдер (род. 1972).
Понятие «классика» рассматривается через тему и язык архива. Взаимодействие произведений мастеров разных поколений преобразует атмосферу выставочного зала, превращая его почти в сакральное, архивное пространство, наполненное множеством смыслов.
Раздел «Маринистика»
Море как символ и определяющий элемент географического пространства Эстонии является важнейшей темой в местном искусстве. Раздел «Маринистика, символ региона» представляет ее в разнообразии визуальных языков — от работ довоенного периода, трактующих взаимоотношения человека и природы в поэтическом ключе, до экспрессионистических решений, а также произведений послевоенной маринистики, выполненных в духе соцреализма. Современную трактовку морской тематики демонстрирует инсталляция Анны Шкоденко (род. 1986) «Кино темницы», состоящая из 12 черно-белых композиций, выполненных маслом на алюминиевых пластинах.
Раздел «Здесь и там»
Этот раздел демонстрирует, как художники разных эпох выражали свои воззрения мнения о человеке и окружающем мире. Тему открывают представители кубизма и конструктивизма 1920-х годов — Арнольд Акберг (1894−1984), Александер Кримс (1893–1947) и Феликс Рандель (1901–1977), которые разрабатывали тему присутствия-отсутствия человека в городском пространстве.
Искусство 1960-х годов рассматривается на примере группы художников «ANK ’64», которые известны, подчеркнуто романтическим образным языком, богатым деталями и символами. Влияние гиперреалистов в эстонском искусстве начинается в середине 1970-х годов и становится важнейшим художественным методом изображения окружающей среды.
Представленные на выставке работы Андо Кесккюла (1950−2008) и Рейна Таммика (род. 1947) являют собой два течения местного гиперреализма: Кесккюла — это метадокументальная репрезентация заброшенной среды, а Таммик — постановочный фотореализм.
Раздел «Учитель и ученик»
В этом разделе сопоставляется творчество двух легендарных художников — Эльмара Китса (1913–1972) и Юло Соостера (1924–1970). Это попытка исследовать новаторство в искусстве на примере работ учителя и ученика. И Китса, и Соостера можно рассматривать в качестве примера деятельности как в рамках советского художественного канона, так и вне его.
Раздел «Женщины-художницы: Малле Лейс, Ану Пыдер, Эне-Лийс Семпер, Марге Монко»
Раздел дает обобщение наиболее важных моментов развития «женского искусства» в современной Эстонии. Изобилующий символами образный язык Малле Лейс (1940–2017) вступает в дискуссию с традиционной репрезентацией женщины, одновременно подчеркивая и отрицая женские стереотипы.
В работах Ану Пыдер (1947–2013) видно стремление художницы передать сложные психологические состояния, что обусловило поиск новых изобразительных средств, а также использование нетрадиционных материалов. Работа «WOW / Женщины всего мира, поднимите правую руку!» Марге Монко (род. 1976), синтезирующая инсталляцию и 3D-анимацию, рассказывает о вожделении и способах его конструирования на примере рекламных кампаний ювелирной фирмы.
Из видеографии Эне-Лийс Семпер (род. 1969) — автора видео и перформансов, сценографа — для выставки была выбрана работа «Вылизанная комната», которая входила в экспозицию павильона Эстонии на 49-й Венецианской биеннале 2001 года.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/poetika-rubezhey-estonskoe-iskusstvo-1918-2018/
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918‒2018»
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918‒2018».
Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.
Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!