Выставка «Керамика. Парадоксы»
С 22 января по 27 июня 2021 года в музее-заповеднике «Царицыно» пройдет выставка «Керамика. Парадоксы», рассказывающая об отечественной и зарубежной художественной керамике XX — начала XXI века. На ней представят более 150 произведений из российских музеев и частных собраний.
Кураторы экспозиции определили свою тему для каждого из десяти залов. Может ли керамика считаться высоким искусством? Можно ли языком керамики говорить на «вечные темы»? Может ли быть керамика остросоциальной? Есть ли преемственность в стилистике между советской и современной российской керамикой? Зачем нужна керамика в доме? Ваза — для цветов или цветы — для вазы? Все эти вопросы авторы предлагают обсудить вместе с посетителями, в том числе и в рамках обширной программы, которая будет проводиться параллельно с выставкой.
Зал 1. Мифы
Первый выставочный зал посвящён легенде о сотворении человека из глины. Удивительно, но мотив этот встречается в мифах разных народов, культуры которых значительно отстоят друг от друга во времени и пространстве, — в Вавилоне, Египте, Африке, Греции, Японии, у мезоамериканских и мордовских племён.
В наши дни режиссёр Андрей Сильвестров, вдохновившись этой древней темой, создал инсталляцию-ораторию «Глина» на музыку Ираиды Юсуповой. Послушать её и посмотреть в записи можно прямо в пространстве экспозиции.
Зал 2. Керамика — повсюду
Керамика утилитарна, она была придумана, чтобы сделать нашу жизнь удобнее. Ее свойства неисчислимы и парадоксальны: она может быть крепкой, как камень, и хрупкой, как стекло; шершавой, как наждачка, и гладкой, как зеркало; она выдерживает и жар и холод; ей можно придать любую форму; ее можно окрасить в любой цвет.
Керамика может быть недорогой, доступной каждому (глиняную свистульку мог позволить себе даже бедняк), и драгоценной, роскошной (посуда и скульптура из фарфора были украшением на пирах королей).
Как бы ни видоизменялись под влиянием перемен во взглядах своих авторов созданные в керамике формы и образы, как бы ни отклонялись они в сторону декоративизма, керамические работы всегда остаются ориентированными на человека.
Именно поэтому так легко «селится» это искусство не только в музеях, но и в наших домах; а благодаря пластичности материала, рождающего бесчисленные образы, оно позволяет каждому найти именно свою керамику.
Зал 3. Эволюция вазы
Самый распространенный керамический предмет в наших домашних интерьерах — это ваза. Она выполняет важную задачу: мы ставим в нее цветы и таким образом украшаем свой дом. Но единственная ли это функция? Нужны ли нам вазы, в которые невозможно поставить букет? Наш ответ — конечно, да.
Теперь ваза — уже не простой бытовой предмет, а самостоятельная художественная форма, самодостаточная, живая. Она способна формировать пространство, доминировать в нем, неся в себе закодированные мысли автора. И при всем том воспринимается она по-прежнему как сосуд.
Все в ней имеет неявный смысл и значение: она может распадаться на отдельные части, совсем не иметь внутреннего объема, быть продырявленной по всей поверхности или составлять единое целое с керамическим же цветком. Любой такой сосуд, керамический предмет малых размеров — это почти архитектура малых форм.
Он выполняет важную акцентную роль — находится ли он на столе, полке, на полу, в саду или в витрине. Такая керамика становится частью дома, наполняя его новыми смыслами и формами. Кстати, современные авторы керамических произведений оставляют за их владельцами право самостоятельно решать вопрос о пользе или красоте., право становиться таким образом соавтором их художественного высказывания.
Зал 4. Большие темы
Некоторые люди относятся к занятиям керамикой как к рукоделию, хобби или арт-терапии: можно сходить в выходные на занятия, слепить кружку на гончарном круге и подарить ее друзьям. Или продать на хендмейд-маркете.
Наличие темы, необходимость реагировать на происходящее, изобразительность и возможность «высказаться» на собственном языке — все это характерные черты российской керамики 1970–1980-х годов. Художники-керамисты откликаются на вечные темы.
Подобно живописцам или скульпторам, говорящим о войне или о материнстве, они пытаются с помощью глины передать драматизм потерь или счастье взаимной любви. Своими произведениями они обращаются и к религиозным темам. Все так же, только из глины.
И сегодня керамисты фиксируют нерв современной жизни, сохраняя самобытность своего искусства: обнимающая спящего ребенка счастливая мать Валентины Кузнецовой, уставшие спасающие иконы солдаты Маргариты Юрковой, лиричные гастарбайтеры Елены Скворцовой — все эти работы заставляют внимательного зрителя задуматься, волнуя и беспокоя его ничуть не меньше, чем произведения живописи, скульптуры, театра или литературы.
Зал 5. Большие имена
Зачастую для посетителей музеев декоративно-прикладного искусства становится настоящим сюрпризом тот факт, что в XX веке многие известные художники брали в руки глину. Пабло Пикассо, Фернан Леже, Хуан Миро, Лучо Фонтана, Михаил Врубель, Александр Головин, Сергей Малютин нашли в керамике новые возможности, расширяя свои творческие границы.
Конечно, имена некоторых художников второй половины XX века тоже останутся в истории керамики. В этом зале, представляя работы Александра Задорина и Николая Туркина, мы отдаем дань глубокого уважения и искренней любви двум мастерам, масштабным художникам многогранного таланта, бывшим высококлассными профессионалами как в техниках декоративно-прикладного искусства — лепке и нанесении глазури, — так и в живописи маслом и графике.
Зал 6. Современная керамика
Современное искусство в поиске новых языков стремительно отказывается от традиционных практик или радикально переосмысляет их. Уже не в чести классическая композиционная статика живописной картины; скульптура в тугом замесе форм и материалов тяготеет к арт-объекту; графика все чаще заменяется цифровым дизайном. Сегодня зрителю нужна «концепция», «динамика» и «эмоция».
Часто в произведениях современной керамики находят отражение размышления авторов на остроактуальные темы: проблемы экологии, неравенство людей, глобализация и мультикультурализм. Нередко художники-керамисты обращаются к вечным темам: любовь, скоротечность времени, жизнь и смерть.
Глубина смыслов в произведениях из глины определяется лишь мастерством и изобретательностью их создателей. Привлекательность керамики так велика, что многим художникам-«некерамистам» приходит мысль использовать ее в арсенале своих средств, учитывая размытые границы жанров в современном искусстве.
Зал 7. Группа «Одна композиция»
История современной отечественной керамики не может быть полной без рассказа о группе ленинградских художников «Одна композиция». В середине 1970-х годов они создали феномен, ныне называемый «авторской» или «станковой» керамикой.
Художники-керамисты обучались в художественных вузах наравне со скульпторами, живописцами и графиками. Однако в советское время применение своим полученным навыкам они могли найти только на производствах.
По всему СССР работали фаянсовые и фарфоровые фабрики, где мастера-керамисты создавали модели для тиражирования. Такая работа, безусловно творческая, была жестко регламентирована требованиями художественных советов и нормами производства.
Постепенно художественная самоценность керамики стала все чаще обсуждаться среди профессионалов. Но окончательно это движение выкристаллизовалось в среде художников ленинградских экспериментальных мастерских Комбината декоративно-прикладных искусств, где в 1970-е годы работала группа молодых мастеров.
Это были выпускники Владимира Васильковского, преподавателя кафедры керамики Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной: Владимир Гориславцев, Анатолий Громов, Нина и Александр Гущины, Александр Задорин, Михаил Копылков, Геннадий Корнилов, Ольга Некрасова-Каратеева, Наталья Ротанова, Наталья Савинова, Лев Солодков, Владимир Цивин, Василий Цыганков.
В их уникальных авторских произведениях из глины главным был художественный образ, а не прикладная функция предмета. Часто представляя Советский Союз на международных смотрах, они собрали значительное количество интересных работ; но шансов показать их дома почти не было.
Зал 8. Пласты
В представлении многих людей керамика — это объем, трехмерность. Однако существуют художники, любящие «разговаривать» с плоскостью, с поверхностью, и рано или поздно они берутся за пласт, так как потребность рисовать и изображать у них — со студенческой скамьи. Результаты такого «рисования» могут жить на стене, как картина.
Они абсолютно лишены «полезности», у них нет функции, кроме одной — украшать пространство. Занимая место холста на стене, керамическая пластина говорит на разных языках — скульптуры, графики, живописи, — образуя свой уникальный язык материала волшебного, прошедшего через огонь.
Это может быть серия, объединенная одной композицией, а может быть одиночное самодостаточное произведение. Таким образом, пласты — это отдельный жанр в искусстве керамики, а не плитка и не изразец, не предназначенные существовать самостоятельно. Особенно любят работать с керамической поверхностью российские художники, еще со студенчества приученные рисовать часто и много и испытывающие потребность делать это постоянно, всю жизнь.
Зал 9. Ноборигама
Две самые популярные печи дровяного обжига — ноборигама и анагама — японского происхождения, но сегодня они есть во многих странах Европы и Америки. С древности качество керамики измерялось уровнем температуры, при которой она обжигалась.
В Японии, к примеру, не считаются керамикой изделия, температура обжига которых ниже 1300 градусов Цельсия. Под действием магии «высокого огня» в наши дни оказались керамисты многих стран мира. Художники-керамисты, будучи тесно связанными с технологическими знаниями и секретами, находятся в постоянном поиске новых решений и технических приемов.
Как можно расширить границы своих, уже многократно проверенных и опробованных знаний? Ответ простой — поехать на керамический симпозиум. Пообщаться с коллегами, поработать вместе, потопить печи, пережить все приключения, с этим связанные, а потом вместе открыть печь после многодневного обжига.
Керамические симпозиумы проводятся практически во всех странах мира, но особенно много их в Китае и Японии. Работа с живым огнем, с архаическими типами печей является сегодня главнейшим трендом современной керамики.
Зал 10. Мастерская
Мастерская — особое место для художника, в том числе и для художника-керамиста. Здесь, аккуратно разложенные по своим местам или находящиеся в полном беспорядке, лежат инструменты и стоят нужные для работы станки и приспособления. Здесь хранятся эскизы и необходимые для работы книги и альбомы.
Здесь рождается искусство — в муках или в радости, — здесь проводит художник бóльшую часть своей жизни. Мастерская — это рабочее место художника, только здесь нет начальников и подчиненных.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://tsaritsyno-museum.ru/events/exhibitions/p/keramika-paradoksy/
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Керамика. Парадоксы»
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Керамика. Парадоксы».
Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.
Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!