Выставка «Память тела»
С 26 октября по 22 ноября 2023 года в Галерее «Измайлово» пройдет выставка «Память тела» о свойствах памяти, о том, что и как мы помним, из чего складываются процессы запоминания и забывания.
Прошлое и настоящее в восприятии человека срощены в жизненно важных точках, и, как бы ни хотелось многим опустить штору между воспоминаниями и сегодняшним днем, эта цель никогда не может быть достигнута в полном смысле. Настоящее минимум наполовину состоит из разбавленного.
Ткань прошлого в работах пяти художниц, Елены Шаргановой, Полины Савиной, Надежды Прадес, Тани Елизаровой и Дарьи Клементьевой, ощущается телесно — холодом керамики, жесткостью сетки, остротой иглы, неровностью слоев. Эта тактильность основана, в свою очередь, на памяти тела, важной составляющей человеческой памяти.
Отправные точки творчества Елены Шаргановой — нежелание принимать необратимость времени, разрушение тотального доверия к настоящему. Художница документирует процесс течения времени, особенно интересуясь тем, как забывается, истаивает, оплывает прошлое. Является ли сохранение воспоминаний необходимым для поддержания собственной идентичности? Так ли важна достоверность того, что остается в памяти?
Тему утраченных воспоминаний Елена Шарганова развивает в живописных работах, используя фактуры, напоминающие осыпавшуюся штукатурку, росписи. В керамике она также обращается к теме детства. Объем мягко выступает за пределы плоскости, проявляется и как бы оплавляется и тает.
Надежда Прадес подходит к тебе памяти иначе, находя способ противостоять забвени. Она ведет графический дневник, зарисовки в скетчбуках, которые в дальнейшем переползают и на холсты. Как сам процесс конспектирования лекций помогают запомнить материал через переработку информации, так и ведение рисованного дневника — сохранять в памяти моменты, которые могли бы быть утеряны безвозвратно. Прадес обращается к памяти не как к философскому, глобальному, а как к личному. В галерее будут показаны скетчбуки (как инсталляция, в закрытом виде), несколько разворотов в видеоформате и холсты.
Мультидисциплинарная художница Полина Савина занимается живописью, аналоговой и цифровой фотографией, а также ручной печатью. Посетители галереи увидят живописный триптих «Восход». Образ сварной решётки «солнышко», привычный жителю любого города на постсоветском пространстве, извлечен здесь из объясняющего его ландшафта и выступает как эмоционально заряженная абстракция.
Такие образы впечатываются в память, и не будучи осознанными, плодородными слоями оседают на самое ее дно. «Что-то знакомое», говорят о таком, столкнувшись случайно, не подозревая, насколько определяющим это знакомое может быть. Что-то знакомое — так мог бы называться и выставочный проект в целом.
Задача серии цианотипий Полины Савиной — изобразить процесс записи и изменения визуальной информации, которую перерабатывает память. Художница использовала метод аналоговой печати. С каждого негатива было напечатано несколько изображений, для каждого из которых процесс печати на одном из этапов был нарушен, что и создаёт эффект «разрывов» в памяти.
В проекте «Причина для смелости» Таня Елизарова работает на алюминиевых пластинах методом гравировки. Металлическая сетка, смонтированная поверх изображения, создаёт ощущение дистанции, выстраивая границы между прошлым и настоящим, воспоминаниями и реальностью.
Субъективное восприятие времени формируется через взаимодействие с памятью. Все, что оставляет отпечаток в памяти, заполняет вектор времени каждого человека. При этом то, что не было окрашено чувствами, скорее всего канет в Лету. Чувства дают нам ощущение податливости времени, его замедления или ускорения под воздействием радости или боли, удовольствия или страха.
С темами памяти и забвения Дарья Клементьева взаимодействует через осмысление истории собственной семьи в проекте «Другие берега». Она размышляет о двойственной природе памяти, подвергающейся постоянной деформации. Работа с живописью выстраивается через создание и последовательное уничтожение образа путем нанесения многочисленных слоев краски, грунта, кусков обоев. Этот процесс становится метафорой воспоминания и последовательного забывания.
Память как совокупность процессов — сложное явление как в естественнонаучном смысле, так и в переводе на язык искусства и философии. Важно понимать, что ни одно воспоминание не равно событию, и ничто не статично: запоминание, воспоминание и забывание — три процесса, постоянно длящиеся в отношении каждого периода жизни, недели, дня, часа.
Даже минуты. Прошлое продолжает изменяться после того, как истлевают бумажные календари, и человек — как во многом продукт прошлого и собственных представлений о нем — также живет в состоянии вечного становления. Ничто живое не статично.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://izmaylovo.vzmoscow.ru/bodymemory
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Память тела»
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Память тела».
Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.
Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!