Выставка «Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX – начала XX веков»
В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке проходит выставка «Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX — начала XX веков».
С первых лет работы Третьяковской галереи эскизы росписей были в фокусе внимания при формировании коллекции. Этот раздел собрания музея активно пополняется и в настоящее время. Сегодня в коллекции Галереи отражены работы над многими крупнейшими храмовыми и светскими ансамблями XIX — начала XX века. В состав выставки включены лучшие образцы из них, а также представлены эскизы неизвестных, несохранившихся и нереализованных росписей, многие из которых экспонируются впервые.
Эскизы монументальных росписей — один из интереснейших жанров графики. Плоскость белого листа, условность графического языка, его декоративные возможности как нельзя более созвучны особенностям и задачам монументального искусства. Проекты композиций, предназначенные к воплощению на огромных поверхностях стен, содержат в себе потенциал крупной формы, их отличает пластическая выверенность и красота.
Вместе с тем эскизы росписей — своеобразный визуальный документ эпохи, позволяющий реконструировать неосуществленные проекты, обогатить представление о движении замысла, о перемене пристрастий архитектора и заказчика, а порой и о смене художественных эпох.
Выставку открывают работы Александра Иванова из цикла «Библейские эскизы», являющие собой невоплотимый образ Храма, его идею. Этот проект был грандиозен — около пятисот сюжетов. Мастер хотел создать систему росписей, где перед зрителями проходила бы вся духовная история человечества наподобие житийной иконы с клеймами: центральная часть была отведена главной композиции, а вокруг располагались ветхозаветные сцены и параллели из античных мифов.
Проект изначально был обречен на незавершенность. Двести акварелей цикла позволяют почувствовать невероятный размах и одновременно утопичность замысла А.А.Иванова, намного опередившего свое время. Завораживающая сила акварельной техники, пластическая мощь, заключенная в небольших по размеру работах, превращают «Библейские эскизы» в уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой художественной культуре.
Тему оформления храмовых ансамблей продолжают работы, выполненные для Исаакиевского собора, которые можно рассматривать как коллекцию русской религиозно-исторической живописи 1840–1850-х годов. Под руководством В.К.Шебуева над внутренним убранством собора трудились Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.Т.Марков, П.В.Басин и другие. Приверженность академическим принципам объединяет работы, исполненные очень разными по своей индивидуальной манере художниками, в единый, стилистически гармоничный ансамбль. Росписи собора представляют концепцию, сложившуюся в петербургских храмовых ансамблях классической эпохи.
Владимирский собор в Киеве — попытка осуществить научный подход к возрождению национальной традиции. Обращенная к самым истокам, «к византийскому стилю», программа росписей была создана историком искусства, археологом А.В.Праховым. Им же заложен и артельный принцип работы. Главным художником, определившим облик храма, стал В.М.Васнецов. Важнейшей интригой художественного руководства Прахова было приглашение М.А.Врубеля, а основным драматическим событием в процессе создания внутреннего убранства стало отстранение от работ этого великого художника. Композиционные схемы разработанных им сюжетов «Рождество Христово» и «Воскресение Христово», в которых, подобно А.А.Иванову, он намного опередил время, перешли к М.В.Нестерову.
Представленные на выставке эскизы обоих художников позволяют почувствовать колоссальную разницу в их художественном мышлении. Особую тему в комплектовании собрания графики составляет Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве, расположенной по соседству с Третьяковской галереей. История создания этого архитектурного шедевра эпохи модерна представлена недавно приобретенными работами А.В.Щусева, М.В.Нестерова и отражена достаточно подробно: от первых архитектурных идей — к ювелирно прорисованным эскизам икон, росписей и церковной утвари. Эти материалы составляют редчайший по своей полноте и гармоничности ансамбль.
Не менее интересной страницей в развитии «графики стен» являются гражданские интерьеры частных и общественных зданий. Представленные на выставке рисунки В.А.Серова для столовой в доме Носовых, проекты для особняков А.В. и С.Т.Морозовых, разработанные М.А.Врубелем, цикл эскизов В.Э.Борисова-Мусатова для особняка И.А.Дерожинской позволяют разглядеть основной вектор поисков художников рубежа XIX—ХХ веков, тяготеющих к созданию идеального пространства, наполненного искусством. На пути от традиционной станковой картины к монументальной форме панно художники находят новые пластические формулы, основанные на обобщенной плоскостной трактовке форм, главенстве силуэта, линии.
Заключительный раздел выставки составляет уникальный комплекс материалов, связанных с проектом Казанского вокзала в Москве. Этот последний в истории Российской империи художественный проект, ставший апофеозом и финалом русской дореволюционной культуры, не случайно развивался как грандиозная творческая утопия. Он и в концепции, и на практике пытался соединить несоединимое — Восток и Запад, старое и новое (новгородскую архитектуру, декор петровского барокко и идеи оформления интерьера эпохи модерна). Законченные уже при советской власти росписи Казанского вокзала были осуществлены участниками авторского коллектива, стоящего у самых истоков проекта.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions6159/
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX – начала XX веков»
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX – начала XX веков».
Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.
Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!