Выставка «Движение. 1920-е годы»
С 28 июня по 28 июля в Мультимедии Арт Музее пройдет выставка классика российской фотографии, одного из самых ярких мастеров пикториализма Александра Гринберга «Движение. 1920-е годы».
Александр Данилович Гринберг родился в Москве в 1885 году. Окончил физико-математический факультет Московского университета и Строгановское художественное училище — именно там он увлекся фотографией. В 1907 году стал членом Русского фотографического общества (РФО), где познакомился и близко сошелся с группой фотографов-пикториалистов: Сергеем Лобовиковым, Николаем Петровым, Анатолием Трапани, Сергеем Саврасовым и др.
Пикториалисты опирались на живописные каноны, это касалось и выбора сюжетов, и восприятия каждого фотоотпечатка как уникального произведения искусства, появлявшегося в ходе сложной технологической обработки негатива, который был лишь основой для последующего преображения снимка; а также использовали объектив типа «монокль», что позволяло добиться мягкого «живописного» изображения.
Гринберг в совершенстве овладел техникой «благородной» печати, предполагавшей масляную обработку отпечатков (бромойль, гуммиарабик, резинотипия). Стремясь к совершенству, он экспериментировал с фотопроцессами, бесконечно варьировал и нюансировал одни и те же сюжеты и композиционные построения, добиваясь в своих фотографиях небывалых возможностей передачи эмоциональных состояний персонажа и его окружения.
Экспозиция «Александр Гринберг. Движение. 1920-е. Из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва» знакомит зрителей именно с этим периодом творчества фотографа. В состав выставки вошли съемки пластических этюдов движения студии Веры Майя, реализовавшей в своих постановках идеи Айседоры Дункан, и знаменитые «ню» Гринберга, для которых позировали танцовщицы студии Екатерина Лопатина, Леля Попова, Нина Фролова, а также известная актриса, сценарист и режиссер Маргарита Барская (в замужестве Чардынина) — Гринберг познакомился с ней через ее мужа, режиссера Петра Чардынина, с которым работал в начале 1920-х.
Результатом творческого союза Гринберга и Барской стала серия обнаженных этюдов, отражающих исключительное умение фотографа выразить гармонию духовного и телесного, передать естественность модели, опираясь на скульптурные и живописные каноны.
В 1928 году открылась выставка «Советская фотография за десять лет», включавшая более пятидесяти работ Александра Гринберга. Выставка спровоцировала дискуссию «О формализме и натурализме в фотоискусстве», в рамках которой фотографы-пикториалисты подверглись яростным нападкам со стороны ангажированных советских критиков, увидевших в них эстетическую оппозицию советской идеологии.
С конца 1920-х годов во всех областях советской жизни, в том числе в искусстве, начался поиск врагов революционных преобразований. В фотографии «врагами» оказались пикториалисты — им инкриминировалось пристрастие к старому нереволюционному миру, в котором вместо классовой борьбы доминировали иные, буржуазные, с точки зрения советской власти, ценности.
Александр Гринберг попал в число заклейменных официальной пропагандой фотографов. Особенно жесткой критики удостоились его съемки обнаженной натуры. Несмотря на это, Гринберг рискнул представить свои этюды ню на знаменитой выставке 1935 года «Мастера советского фотоискусства».
Любопытно, что развеской этой выставки занимался Александр Родченко, сосед Гринберга по лестничной площадке и самый яркий выразитель противоположного направления в фотоискусстве — модернизма, которое также вскоре подверглось критике со стороны властей.
Под абсурдным предлогом распространения порнографии в 1936 году Гринберг был репрессирован и сослан в сталинские лагеря. Наказание Александр Гринберг отбывал в Бамлаге (Байкало-Амурском исправительно-трудовом лагере), где работал фотографом и техноруком в фотобюро управления лагеря. В 1939 году после досрочного освобождения за ударный труд и примерное поведение устроился фотографом в музей Троице-Сергиевой лавры.
После смерти Сталина Александр Гринберг добивался восстановления своей репутации, полагая, что обвинения в его адрес были мотивированы политически. Ему долго отказывали, упирая на то, что он был осужден по «криминальной» статье.
Гринберг был реабилитирован только в конце 50-х, ему так и не удалось оправиться от несправедливости и потрясений. Он вел очень тихую жизнь. Как и многие его коллеги-пикториалисты, преподавал на курсах фотографии. Иногда делал съемки по заказу кондитерских фабрик и Дома моделей на Пятницкой. Умер в Москве в 1979 году.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: http://mamm-mdf.ru/exhibitions/dvijenie-1920-e-godyi/
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Движение. 1920-е годы»
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Движение. 1920-е годы».
Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.
Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!