Помощник и путеводитель
по интересным местам
и лучшим событиям

Выставка «Томас Гейнсборо»

С 3 декабря по 1 марта в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина пройдет выставка «Томас Гейнсборо», которая позволит познакомиться с творчеством выдающегося живописца, одного из основателей британской художественной школы XVIII века, любимого художника короля Георга III и наиболее яркого и своеобразного представителя эпохи, перевернувшего мир британского искусства.

Выставка «Томас Гейнсборо»
Выставка «Томас Гейнсборо»

В экспозиции будет представлено около 100 произведений из 11 ведущих музеев Великобритании, а также из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. Среди уникальных экспонатов из Великобритании — парадный «Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом», последний масштабный пейзаж мастера «Рыночная повозка», а также пейзажи на стекле, которые практически никогда не бывают представлены на выставках за рубежом.

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина посвящена становлению и развитию художественного стиля Гейнсборо, который претерпел серьезные изменения благодаря знакомству художника с искусством европейских старых мастеров.

Первый раздел выставки представляет ранние работы художника, созданные вскоре после того как молодой мастер, прошедший обучение в Лондоне, вернулся в родной Саффолк. Наиболее значительным лондонским наставником Гейнсборо стал представитель французского рококо Юбер-Франсуа Бургиньон, известный под псевдонимом Гравло.

В этот период французские мастера были востребованы в Великобритании. Под влиянием рокайльных пасторальных композиций Гейнсборо начал работать в жанре так называемого разговорного портрета. Изображения людей на фоне ландшафта предоставили мастеру уникальную возможность объединить портретную и пейзажную живопись и сообщить формальному групповому портрету интонацию непосредственности и интимности.

В этот же период Гейнсборо начал проявлять интерес к работам голландских пейзажистов, которые начали активно наполнять лондонский художественный рынок. В ранних пейзажных работах мастера чувствуется влияние голландских учебных альбомов и тщательное изучение натуры — следствие бесконечных прогулок художника по окрестностям Садбери.

Вторая часть экспозиции посвящена камерным портретам мастера. Томас Гейнсборо успешно работал в разных жанрах, однако во второй половине XVIII века только заказные портреты могли принести британскому живописцу твердую репутацию и достойный доход.

В этой сфере Гейнсборо приходилось непрерывно конкурировать с другими художниками, тем более, что британские заказчики нередко обращались к разным портретистам. Помимо полотен Томаса Гейнсборо, в экспозицию этого раздела вошли несколько работ британских художников — современников мастера.

К числу основных особенностей живописи Великобритании XVIII века относится необычайный расцвет детского портрета. Этому жанру отдали дань многие живописцы, от скромных провинциальных мастеров до признанных академиков.

И здесь Гейнсборо не похож на своих современников. Воздушные детские образы художника, стремившегося подчеркнуть хрупкость, присущую этому нежному возрасту, заметно отличаются от жизнерадостных розовощеких «ангелочков» на полотнах Джошуа Рейнолдса и его последователей.

Если ранние портреты Гейнсборо характеризуются жизненной правдивостью и некоторым лаконизмом, присущим хогартовскому стилю, то в дальнейшем мастер создал целую галерею мужских и женских образов, проникнутых почти бестелесной легкостью и тонким лиризмом.

Выставка «Томас Гейнсборо»
Выставка «Томас Гейнсборо»

В Белом зале экспонируются шедевры, относящиеся к периоду расцвета творчества Томаса Гейснборо, в том числе, портреты, посвященные музыкантам, с которыми художника связывали дружеские отношения. Благодаря этой дружбе художник оставил великолепную портретную галерею лучших представителей музыкального искусства Великобритании георгианской эпохи.

Среди них — композитор и виртуоз игры на виоле да гамба Карл Фридрих Абель, члены семьи композитора Томаса Линли, певица и исполнительница на струнных инструментах Анна Форд. Их портреты также будут показаны на выставке.

В поздний период произведения Гейнсборо становятся все более смелыми по композиции, их отличает свобода и легкость живописной манеры. В эти годы художника привлекают эмоциональные пейзажи голландца Якоба Рёйсдала, а также полотна великих фламандцев — Петера Пауля Рубенса и Антониса ван Дейка.

Влияние Рубенса на творчество британского мастера прослеживается на протяжении последних двух десятилетий его жизни, в то время как ван Дейк был для него примером талантливого живописца, воплощением итальянского понятия sprezzatura — кажущейся легкости, за которой стоят кропотливая работа и высокое мастерство. В состав выставки включены работы старых мастеров из российских и зарубежных собраний творчество которых оказало заметное влияние на развитие художественного стиля Томаса Гейнсборо.

Особое место в экспозиции занимает композиция «Снятие с креста» — копия с масштабного полотна Рубенса, исполненная Гейнсборо по гравюре Лукаса Ворстермана. Картина Рубенса находится в Антверпене, который Гейнсборо посетил значительно позднее, летом 1783 года.

Удивительно, что британский художник выбрал именно эту композицию своего кумира — изображение религиозных сцен не было актуальным для британского искусства XVIII века, и сам Гейнсборо никогда не обращался подобным сюжетам.

Очевидно, для обоих живописцев этот сюжет был по-своему важен. Рубенс сделал много эскизов к «Снятию с креста», показывающих, как долго он подходил к этой работе. Один этих из эскизов, принадлежащий собранию Государственного Эрмитажа, будет представлен на выставке.

Наконец, последний раздел экспозиции посвящен графическим произведениям Томаса Гейнсборо и другим медиа, к которым обращался мастер, всю жизнь увлекавшийся различными художественными экспериментами. Для Гейнсборо рисование было привычкой всей жизни, столь необходимой для его художественной практики; он непрерывно открывал новые возможности рисунка.

Начав с традиционных зарисовок свинцовым карандашом, мастер с годами усложнял технику, добиваясь более «живописного» эффекта. Стремление художника к экспериментам распространялось и на его работу в гравюрных техниках, а также в живописи на стекле. Используя специально спроектированный ящик с увеличительным стеклом, Гейнсборо демонстрировал собственноручно расписанные стеклянные пластины.

До сегодняшнего дня сохранилось только десять подобных работ. Все они хранятся в собрании Музея Виктории и Альберта (Лондон), редко экспонируются и практически не бывают на выставках за рубежом. Экспозиция в ГМИИ им. А.С. Пушкина предоставляет уникальную возможность увидеть два пейзажа на стекле.

Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://www.pushkinmuseum.art/events/archive/2019/exhibitions/gainsborough/index.php

Фотографии события

Отзывы про событие выставка «Томас Гейнсборо»

Смотрите также события

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Томас Гейнсборо».

Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.

Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Интересные статьи и публикации

Лучшие места в Москве для серфинга на искусственной волне

Научиться стоять на серфе — для многих жителей мегаполиса кажется неосуществимой мечтой, ведь жизнь в большом городе…

10 лучших музеев автомобилей и транспорта в Москве

Отследить историю становления и развития как отечественного, так и мирового автомобилестроения поможет…

7 лучших веревочных парков Москвы

Веревочные парки в Москве и области — это развлечение преимущественно для детей и подростков, но часто здесь и взрослым гарант…

7 лучших детских парков развлечений в Москве

В любое время года весело провести время в Москве можно в одном из работающих здесь парков развлечений. Разные по масштабу и перечню…

Последние добавленные интересные места

— партнер Рамблера

Используя Кудамоскоу, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности.