Поиск по Кудамоскоу
Помощник и путеводитель
по интересным местам
и лучшим событиям

Выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века»

С 31 мая по 9 сентября в Историческом музее пройдет выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII — начала XX века», посвященная 200‐летию журнала «Волшебный фонарь» и одноименной серии фарфоровых скульптур завода Гарднера.

Выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века»
Выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века»

На выставке экспонируется 200 произведений Императорского и русских частных фарфоровых и фаянсовых заводов, отражающих главную тему национальной школы русской мелкой пластики — изображение простонародного типажа и народов России.

Кроме книги «Волшебный фонарь» представлен ряд иллюстрированных изданий 1780‐х — 1860‐х годов, а также воспроизведение гравюр и картин, послуживших образцами при создании моделей скульптур и тематических росписей по фарфору.

Картинки «Волшебного фонаря», изданного в Петербурге в 1817 — январе 1818 года, вдохновили мастеров завода Гарднера на создание серии фигур, ставшей ключевым, но не первым произведением русской фарфоровой пластики, посвященным этой теме.

Выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века»
Выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века»

Первая серия скульптур народов России, торговцев и ремесленников, скульптора Ж.‐Д. Рашетта появилась в царствование Екатерины II на Императорском фарфоровом заводе. Следом за ней, в период войны 1812 года, скульптор С. С. Пименов создал классические произведения Императорского завода — скульптуры крестьян в русских костюмах, похожие на античных героев.

Одна из них, женщина с коромыслом или «Водоноска», стала символом русского фарфора. Завод Гарднера приобрел право на повтор скульптуры «Водоноска» и одновременно создал собственные оригинальные модели скульптур с изображением национального и простонародного типажа.

В первой половине XIX века скульптуры Гарднера служили образцами, которыми пользовались мелкие заводы Гжели для «лубочных» вариантов, полюбившихся публике, фарфоровых фигур. К 1860‐м годам мастера фарфоровой скульптуры обратились к новым образам. Идеализированных героев «Волшебного фонаря» заменили характерные персонажи литературы «натуральной школы» сатирического и обличительного содержания.

Выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века»
Выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века»

В этот период завод Попова взял на себя инициативу создания в фарфоре типажа, вобравшего в себя основные черты образа крестьянства и низов городского населения пореформенной России. Выполненные из раскрашенного бисквита (неглазурованного фарфора), фигуры не только по сюжету и характеру, но даже по фактуре, более приближенной к натуральной, соответствовали эстетике, отражающей правду жизни простого народа.

Книга очерков А. П. Голицынского «Уличные типы» (1860 г.), представляющих сцены с изображением разговаривающих простонародных типажей на улице Москвы, — новейший вариант «Волшебного фонаря» — послужила скульптору завода Попова для создания первых и самых выразительных скульптур этого направления русской фарфоровой пластики. Кроме них был создан ряд скульптур с изображением крестьян: за работой, с детьми, отдыхающих, пляшущих.

После закрытия завода Попова скульптуры по его моделям выпускали на заводах Гужева, Иконникова, Масленникова. Но только на заводе Гарднера выпуск аналогичных по тематике скульптур был налажен в массовых тиражах, отчего всё направление получило коллекционное название «бисквиты Гарднера». Параллельно, на фабрике М. С. Кузнецова в Твери скульптуры по моделям завода Попова выпускались из фаянса.

Выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века»
Выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века»

Уличные типы и крестьянский типаж в фарфоре и фаянсе оставались актуальными вплоть до 1920‐х годов. Изображения народов России оказались менее востребованными, чем простонародные типажи. Создание в фарфоре этнографических серий возобновляется лишь через 100 лет после серии Ж.‐Д. Рашетта. В последней четверти XIX столетия на заводе Гарднера выпущена серия из 40 скульптур по литографиям из атласа «Народы России», изданного Т. Паули в 1862 году. И, наконец, в 1907 году Николай II заказал серию «Народности России», модели которой исполнил скульптор П. П. Каменский.

Многочисленные скульптуры этих серий представляют собой своеобразные шествия народов России, по законам жанра торжественно безмолвных, в отличие от разговаривающих между собой простонародных героев «Волшебного фонаря» и «Уличных типов». Но всех персонажей русской фарфоровой пластики объединяет запечатленная в лицах народа печать времени, неоспоримый признак их исторической подлинности.

На выставке лицо каждого персонажа можно рассмотреть в увеличенном воспроизведении, в ракурсе, в котором расписывал его мастер‐живописец. Именно такими наших героев видела и узнавала в них своих современников просвещенная публика, заказчики и владельцы русской фарфоровой скульптуры конца XVIII — начала XX века.

Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://shm.ru/shows/14257/

Фотографии события

Отзывы про событие выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века»

Смотрите также события

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века».

Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.

Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Интересные статьи и публикации

Горнолыжные склоны в Москве

Чтобы встать на горные лыжи или сноуборд, вспомнить технику катания, освоить новое, или просто раскататься перед сезоном совсем необязательно…

Гид по фонтанам ВДНХ

Представляем вашему вниманию путеводитель по фонтанам ВДНХ. В него вошли не только символы Москвы «Дружба народов», «Каменный цветок», «Золотой …

10 мест, которые обязательно нужно посетить в Москве

В столице России сотни интересных мест, однако существуют знаковые места, посетить которые просто обязан каждый, кто приехал…

Топ 10 мест для прогулок в Москве

Пешеходных зон в Москве с каждым годом становится всё больше. Город преображается, и от обилия мест для прогулок разбегаются глаза…

Последние добавленные интересные места

— партнер Рамблера

Используя Кудамоскоу, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности.