Куда сходить в Москве. Афиша событий Москвы.
Куда пойти
Реклама

Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века»

С 20 сентября по 13 ноября Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку, посвященную великому итальянскому художнику XVIII века, Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778), граверу, рисовальщику, архитектору, ведутисту, декоратору, ученому-исследователю.

Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века»

В экспозицию вошли более 100 офортов мастера, гравюры и рисунки его предшественников и последователей, слепки, монеты и медали, книги, а также пробковые модели из коллекции Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств, графические листы из Фонда Чини (Венеция), Научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Музея истории московской архитектурной школы при МАРХИ, Российского государственного архива литературы и искусства, Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова. Впервые вниманию российского зрителя будут предложены гравировальные доски Пиранези, предоставленные Центральным институтом графики (Римская Калькография). В общей сложности на выставке экспонируется около 400 произведений.

Благодаря работам предшественников и последователей итальянского мастера, зритель сможет получить наиболее полное представление о формировании творческой личности Пиранези, о влиянии его искусства на последующие поколения художников и о том, какую роль его наследие сыграло в России. Таким образом, выставка охватывает гораздо более широкий круг проблем и выходит далеко за границы творчества самого художника. «До» — это предшественники Пиранези, а также его непосредственные учителя; «После» — художники и архитекторы конца XVIII–XIX столетий, вплоть до XXI века. Творчество Пиранези вдохновляло придворных архитекторов Екатерины II — Джакомо Кваренги, Чарльза Камерона, Винченцо Бренну; мастеров русского авангарда — Ивана Леонидова, Константина Мельникова, Якова Чернихова; а также современного художника Валерия Кошлякова, специально создавшего для данной выставки произведение, посвященное мастеру.

Экспозиция состоит из нескольких больших разделов: Белый зал посвящен Античности. Пиранези в течение всей своей жизни занимался исследованием древнего Рима, подарив миру ряд крупных археологических открытий. Впервые российские посетители смогут увидеть листы из важнейших теоретических работ мастера, прежде всего четырехтомного сочинения «Римские древности» (1756), где были описаны все сохранившиеся памятники древнего Рима, реконструирована топография античного города, запечатлены исчезающие остатки античных памятников.

Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века»

Пиранези был не только неутомимым гравером-исследователем, но и предприимчивым человеком, удачно использовавшим свой талант и знания в коммерческих целях. Со второй половины 1760-х годов он принимал участие в раскопках и начал воссоздавать памятники античного искусства, продавая их наряду с гравюрами. Тогда же он приступил к разработке проектов каминов и мебели, повлиявших на развитие эстетики неоклассицизма. Получить представление об этой стороне творчества мастера посетители смогут, познакомившись с листами из двух серий гравюр: «Различные способы украшения каминов» и «Античные вазы, канделябры». Кроме того, здесь можно будет увидеть гравюры с рукописными заметками самого Пиранези и два редких рисунка молодого Пиранези из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Пиранези принимал живое участие в жарких спорах «о греках и римлянах», получивших широкое распространение в середине XVIII века. Он со всей пылкостью отстаивал главенствующую роль архитектуры Рима вопреки мнению «эллинистов», считавших вершиной мировой художественной культуры Грецию. С этой темой на выставке связан показ книжных изданий, сочинений знаменитых теоретиков античного искусства — Иоганна Иоахима Винкельмана и Бернара де Монфокона, представителей эллинистического течения. Большой интерес представляет русское издание книги архитектора Чарльза Камерона о римских термах. В постройках Камерона в России, в Царском Селе и Павловске, прослеживается определенное влияние идей художника, создавшего новую эстетику, став одним из главных предвестников неоклассического стиля и стиля ампир.

В этом же зале вдохновленный работами Пиранези известный современный российский художник Валерий Кошляков представит публике произведение, созданное специально для выставки — «Рим. Форум» (2015–2016), перекинув виртуальный мостик из эпохи венецианского мастера в XXI столетие.

Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века»

Важное место в структуре выставки занимает колоннада, посвященная теме ведуты. Здесь показаны лучшие листы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, в фондах которого хранится вторая по значимости и величине в нашей стране коллекция офортов мастера, сформировавшаяся в 1920–1930-е годы. Центральное место на колоннаде отдано офортам из сюит «Виды Рима» и «Виды Пестума» — прекраснейшим и самым известным произведениям мастера, принесшим ему славу при жизни и продолжающим оказывать влияние на последователей художника уже после его смерти.

Зал 20 целиком посвящен истокам будущего гения, его формированию: учителям, первым шагам в искусстве, увенчавшимся созданием двух ранних серий офортов. Одна из них, «Темницы», со временем приобрела славу одного из главных шедевров мирового искусства всех времен.

В 19-м зале, который станет связующим звеном между работами Пиранези и произведениями XX века, посетители увидят расположенные на щитах два архитектурных проекта советских архитекторов Константина Степановича Мельникова и Андрея Константиновича Бурова. Надо отметить, что работы мастеров советской архитектуры эпохи сталинского ампира образовали значительный раздел выставки, расположившийся в залах 18 и 21. Эта завершающая часть экспозиции органично демонстрирует пиранезианские идеи, воплощенные в советской архитектуре. Здесь представлены работы известных отечественных архитекторов и художников советского периода, среди которых особо место занимают И.И. Леонидов, К.С. Мельников, Л.В. Руднев, Я.Г. Чернихов, Б.М. Иофан, а также И.А. Фомин, Я.Б. Белопольский, Е.М. Сорин, И.А. Голосов, С.М. Грузенберг.

Узнать подробности можно на сайте организаторов: http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/piranesi/index.php

Фотографии события

Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» фотографии Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» фотографии Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» фотографии Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» фотографии Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» фотографии Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» фотографии Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» фотографии Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» фотографии Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» фотографии Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» фотографии Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» фотографии Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» фотографии
Добавьте сюда свои фотографии из Instagramm, отметьте фотографии хэштегом #km_11747

Отзывы про событие выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века»

Смотрите также события

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века».

Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.

Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Реклама
— партнер Рамблера